ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10
Кировского района Санкт-Петербурга
198216, Санкт-Петербург, Бульвар Новаторов, д.7, литера А
8-812-377-23-41
dou10.kir@obr.gov.spb.ru

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №10

Кировского района Санкт-Петербурга
МЕНЮ

Воспитатель

Образование среднее специальное педагогическое

Первая квалификационная категория


Адаптация – это проблема не только воспитателей и проблема родителей!

Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к ее условиям. Почему одни дети ведут себя спокойно, а другие неутешно плачут? Почему некоторые дети при поступлении в детский сад отказываются играть, не вступают в контакт, а другие с первых дней чувствуют себя «как рыба в воде»?

Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми себе подобными могут стать для ребенка серьезной психической травмой. Малыш может воспринимать это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким, бестравматичным. Много здесь зависит от педагогов, берущих на себя ответственность за помощь родителям в психическом и физическом развитии их ребенка, за его душевный комфорт, радостное восприятие нового образа жизни.

Адаптация является активным процессом, приводящим или к позитивным (совокупность всех полезных изменений организма и психики) результатом, или негативным (стресс).

Прежде чем отдать ребенка в детский сад, необходимо провести соответствующую подготовку. Постепенный    переход ребенка в ясли снижает риск возможных инфекций, облегчает привыкание к новым условиям.


Выделяют 3 фазы адаптационного процесса:

Острая фаза или фаза дезаптации. Сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, нарушении сна, аппетита, длится около 1 месяца.

Подострая фаза или собственно адаптация. Характеризуется адекватным поведением ребенка, сдвиги уменьшаются, наблюдаются лишь по отдельным параметрам, длится 3 – 5 месяцев.

Фаза компенсации или период адаптированности. Характеризуется убыстрением темпа развития, преодолением к концу года указанной выше задержки темпов развития.


Различают 3 степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода:

Легкая адаптация. К 20 дню пребывания нормализуется сон, аппетит, контакты со сверстниками и взрослыми, низкая заболеваемость

Адаптация средней тяжести. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30 дню пребывания в саду, нервно-психическое развитие несколько замедляется, выше заболеваемость.

Тяжелая адаптация. Характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений от 2 до 6 месяцев и больше.


Длительность периода адаптации зависит от многих причин:

  • от особенностей высшей нервной деятельности ребенка и возраста (оптимальный возраст – 2 года);
  • от наличия или отсутствия предшествующей тренировки нервной системы;
  • от состояния здоровья;
  • от резкого контраста между обстановкой дома и в дошкольном учреждении;
  • от разницы в методах воспитания.

Адаптационный период может сопровождаться у детей различными негативными поведенческими реакциями:

  • упрямство (перевозбуждение нервной системы, переутомление, стремление к самостоятельности, протест, избалованность); 
  • лень (неразумная воспитательная тактика родителей, стремление уберечь ребенка от лишнего трудового усилия, не поощряют ребенка, а критикуют его недостатки);
  • лживость (болезнь, страх наказания, желание привлечь к себе внимание);
  • грубость, дерзость (неуважение взрослых к ребенку, недостаточное развитие воли, утомление от однообразной деятельности).

Рекомендации родителям для успешной адаптации ребенка:

  • Заранее готовить ребенка к поступлению в детский сад: учить самостоятельно кушать, совершать туалет, приучать к элементарным навыкам одевания, постепенно отучать от соски.
  • Перед поступлением в сад заранее познакомиться с воспитателем и детьми: приходить на участок во время прогулки.
  • Помните, что привыкание должно быть постепенным.
  • Нельзя пропускать ни одного дня. 
  • Во время общения с воспитателем быть вежливым и приветливым. У маленького ребенка развита интуиция, и если мама улыбается педагогу, значит, ему можно доверять.
  • Постоянно говорить малышу, как интересно  и весело в детском саду, много игрушек и очень хорошие взрослые. 
  • Нужно быть терпеливым и ласковым со своим ребенком, постоянно внушать, что вы его любите и всегда заберете из детского сада. 
  • Категорически нельзя пугать детским садом.
  • Старайтесь соблюдать дома режим группы.
  • Обратите внимание на полноценное питание вашего малыша и витаминизацию во время адаптации.
  • Больше уделяйте внимания своему ребенку: разговаривайте, читайте, играйте и просто жалейте.
  • Нельзя ругать малыша и тем более наказывать. 
  • Можно дать с собой любимую игрушку вашего ребенка.
  • Успешная адаптация возможна только при тесном сотрудничестве с педагогами.
© 2024. Техническая поддержка сайта site-kirov@mail.ru.